«Женитьба Фигаро» в Нижегородском ТЮЗе.
Поскольку посмотрела «Фигаро» больше месяца назад, то буду говорить скорее о послевкусии спектакля – тонком, чуть сладковатом с легкой примесью горечи. Помните, как в теплый октябрьский день запах дыма напоминает о приближающихся холодах и зимней спячке? А летняя радостная и нервная суета кажется такой далекой и прекрасной? Вот и так «Фигаро» в постановке Владимира Золотаря – солнечный, изящный, красивый и грустный спектакль о неуловимости любви и счастья.
На чистом белом пространстве сцены нет ничего лишнего, только самое необходимое для интриг, описанных Бомарше: большое кресло и ширма (чтобы поместились все прячущиеся там любовники), огромная кровать (все события крутятся вокруг свадьбы и брачной ночи), высокий судейский стул для графа (вершить судьбы сверху удобнее) и окно (из которого удачно выпадают испуганные кавалеры). И только мачта из высохшего дерева с повисшим флюгером стоит никому ненужная. Герои в ярких костюмах на этом лаконичном черно-белом фоне выглядят райскими птицами. Они судятся, ревнуют, страдают, болтают вздор, бросаются сосисками, целуются, интригуют, а ты думаешь, что только в такой безумный день накануне свадьбы они и были по-настоящему счастливы. Женщины и мужчины истово сражаются за то, чтобы быть любимыми. И в этой войне женщины оказались изобретательнее и сильнее. Возможно, это взгляд нашего новейшего времени. Я всегда считала, что главный «мотор» пьесы – Фигаро, который лишь в финале попадает в сети, сплетенные для другого. Но в этом спектакле именно две хрупкие женщины в огромных кринолинах своей энергией вели события к желаемой ими развязке. Очаровательная, похожая в своем лимонно-желтом платье на солнечный зайчик Сюзанна (Ксения Данилова) сражалась за свою свадьбу с истинно народным женским упорством и изобретательностью. Нежная и томная графиня (Ирина Страхова) скорее с удивлением и легким испугом окунулась в интригу с переодеванием… И ощутила прелесть победы! Сцену обманного ночного свидания обе актрисы провели прекрасно. Я ни на секунду не усомнилась, что граф перепутал одну с другой! Похожие фигуры и рост, точно повторенные манеры и голос, сумеречный свет, постоянное ускользание из объятий – все это обманывало и заманивало не только беднягу графа, но и зрителей. Тем более что самодовольный и самоуверенный граф Альмавива (Игорь Авров) сам был обманываться рад.
Фигаро в этой битве мне показался проигравшим. Фигаро в исполнении Евгения Козлова выглядел не поэтом, оказавшимся брадобреем на службе у богача и добивающегося любви силой ума и обаяния. Он, скорее, предприимчивый молодой человек, пробивающийся к успеху и не желающий довольствоваться малым. И в его монологе было больше ревности и обиды, чем горечи очередного разочарования. Но все приходит с опытом, и я не сомневаюсь, что с каждым представлением Фигаро Евгения Козлова будет становиться все увереннее и ярче. И тогда его герой в ярко красном костюме будет притягивать, дразнить и удивлять зрителей.
А зрителям есть чем порадовать глаз и слух! Бесподобно красивы костюмы (художник Наталья Симакова), лишенные всякого украшательства – небесно-голубое платье графини с рукавами-крыльями, белоснежный фрак графа с волочащимися по полу фалдами, ядовито-фиолетовые мантии судейских чиновников, нежно-зеленые костюмы служанок в прелестных чепчиках. На белоснежном пространстве каждое движение героев очень выразительно (режиссер по пластике Ирина Ткаченко). А уж бессмертный текст Бомарше действительно бессмертен! И вызывает смех, и будоражит бурлящей игрой слов и смыслов. Не зря Пушкин сравнил его с шампанским. Но как легкая радость игристого вина быстро улетучивается, так и счастливое примирение героев накрывает осенний листопад, их тени тают, оставив чудесные воспоминания о не зря потраченном вечере в театре.
Как вам?