Нижегородский театр Драмы им. Горького пригласил на пресс- показ спектакля « Опискин». Пресс- показ- это генеральная репетиция, на которой разрешено быть журналистам. Журналистов, интересующихся театром не так много в Нижнем, все знают друг друга по именам, здороваются почти по родственному, еще бы — один и тот же состав, кочует из года в год по нижегородским театрам. В зал пришел и сел на свое режиссерское место постановщик спектакля Валерий Саркисов. Свет погас, лица журналистов стали бескромпромиссными и понеслось…
«Опискин» — инсценировка, сделанная самим Валерием Саркисовым по повести Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». Все, кто знаком с Достоевским знают, как непрост он в прозе, а уж на театре! Как бы не заскучать! Не заскучали! Понесся Достоевский как настоящий детектив отдельно взятой русской души, со темными ее закоулками и светлыми аллеями, души, которая так подвластна чужой воле, но уж если восстает душа- нет бунта беспощаднее.
Центральные роли — Егора Ростанева у Сергея Блохина и Фомы Опискина у Александра Сучкова. Из талантливых, трудолюбивых актеров среднего поколения — незаметно от роли к роли набирая успех — оба превратились в интересно мыслящих, энергозатратных актеров. Недаром от их поединка — не только в душе, в мозгах что-то поворачивается. Начинаешь понимать, как общество умудряется само назначать себе идолов, выбирая каждый раз из злобных посредственностей.
Декорации не рисуют нам образ села Степанчикова, но дают философское представление о месте села, его обитателей, да и зрителей заодно, в вечной конструкции мироздания.
Зеленые заросли, то ли из березовых веников, то ли из садовых кустарников, преобразующиеся в образ образ деревенской парилки с лестницей на различные уровни парения личности, и далее в в образ некоего присутственного заведения, где каждому расписано место по жизни .
Удивительно, но из Достоевского действительно удалось сделать комедию, и к концу спектакля даже вырулить на водевиль. Актерский ансамбль играл Достоевского как по нотам, тщательно выигрывая мелизмы души его героев.
После первого акта одна из журналисток решила уйти…
— Почему?- спросила я.
— Однообразно — ответила журналистка.
— Достоевский, вообще, однообразен — заметила я и осталась смотреть до конца.
Как вам?
Неожиданно много ошибок у культурного автора. И однообразие Достоевского могут провозглашать только невнимательные читатели.
Ну тут же с иронией сказано…Чё ж всё так буквально то…